Тормозной путь: Эффект амортизации
…или Поговорим о факторах, которые могут влиять на тормозной путь автомобиля на наших разбитых дорогах.
Еще прошлым летом во время экстренного торможения на «стиральной доске» пришлось испытать нешуточный шок, так как машина под стрекот ABS продолжала лететь вперед, как неуправляемый снаряд. После этого я сразу же решил проверить все, от чего зависит тормозной путь.
Существует много факторов, влияющих на его длину. Но оценив пробег автомобиля Skoda Octavia A5 1.6 MPI (215 тыс. км) и то, что в тормозной системе ни разу не менял тормозную жидкость, пришел к выводу: эффективность работы тормозной системы могли снизить амортизаторы (установлены еще родные) и возможные сбои в работе модуля ABS из-за увлажненной и загрязненной тормозной жидкости. Пошли по пути наименьших затрат, т. е. для начала заменили тормозную жидкость. Предварительно и уже постфактум провели замеры тормозного пути на разных дорожных покрытиях. Как показали сравнительные тесты до и после замены тормозной жидкости, характер работы тормозной системы не изменился. Модуль ABS оказался в полностью рабочем состоянии.
Далее было решено проверить амортизаторы. Сделали это на специализированном стенде столичной дилерской станции VW «Автосоюз». Как показали замеры, еще «родные» амортизаторы, по данным стенда, находились в допустимой зоне работоспособности, но уже приближались к границе, за пределами которой их желательно заменить.
Результат теста впечатлил. Если на ровном асфальте разницы не было, то на разбитой дороге и на «стиральной доске» отличия довольно существенные – и чем выше скорость, тем они большие (см.графики). Причем разница такова, что на дороге в этом «зазоре» могут оказаться как пешеходы, так и автомобили.
Существует много факторов, влияющих на его длину. Но оценив пробег автомобиля Skoda Octavia A5 1.6 MPI (215 тыс. км) и то, что в тормозной системе ни разу не менял тормозную жидкость, пришел к выводу: эффективность работы тормозной системы могли снизить амортизаторы (установлены еще родные) и возможные сбои в работе модуля ABS из-за увлажненной и загрязненной тормозной жидкости. Пошли по пути наименьших затрат, т. е. для начала заменили тормозную жидкость. Предварительно и уже постфактум провели замеры тормозного пути на разных дорожных покрытиях. Как показали сравнительные тесты до и после замены тормозной жидкости, характер работы тормозной системы не изменился. Модуль ABS оказался в полностью рабочем состоянии.
Далее было решено проверить амортизаторы. Сделали это на специализированном стенде столичной дилерской станции VW «Автосоюз». Как показали замеры, еще «родные» амортизаторы, по данным стенда, находились в допустимой зоне работоспособности, но уже приближались к границе, за пределами которой их желательно заменить.
Новые амортизаторы следует устанавливать с новыми пружинами, иначе прослабленая просевшая старая пружина может некорректно работать с новым амортизатором.
Могут ли «бэушные», но соответствующие данным стенда рабочие амортизаторы стать причиной увеличенного тормозного пути? Чтобы ответить на этот вопрос, мы провели специальный тест, в ходе которого сначала проверили тормозной путь на дороге с разным характером неровностей на машине с «бэушными» амортизаторами, а затем установили новые и повторили испытания. Родные старые амортизаторы решили поменять на новые марки вместе с пружинами KYB (Kayaba), так как на них распространяется двухлетняя гарантия, а существующая в Украине «обученная» сеть по установке данных деталей доказывает заботу производителя о своей продукции. Результат теста впечатлил. Если на ровном асфальте разницы не было, то на разбитой дороге и на «стиральной доске» отличия довольно существенные – и чем выше скорость, тем они большие (см.графики). Причем разница такова, что на дороге в этом «зазоре» могут оказаться как пешеходы, так и автомобили.
Даже визуально исправный амортизатор (сухой, без следов запотевания) может работать малоэффективно, из-за чего тормозной путь на разбитых дорогах возрастает
Особенно опасно экстремальное торможение на «стиральной доске», где колеса с частотой неровностей теряют хороший контакт с дорожной поверхностью, поэтому очень легко блокируются. Это сразу же распознает блок управления антиблокировочной системы, который моментально снижает тормозное усилие на колесах. А поскольку такое происходит неоднократно – из-за множества дорожных неровностей, модуль ABS практически постоянно снижает тормозное усилие, которое создает водитель, нажимающий на педаль тормоза. Вот по какой причине при торможении на «стиральной доске» эффективность замедления минимальна, что очень опасно!
Для проверки работоспособности пары «амортизатор+пружина» в одном тесте использовали старые задние пружины.
Узлы
|
Работоспособность, %
| |||
П.п.
|
П.л.
|
З.п.
|
З.л.
| |
Старые аморт. и пруж.
|
61
|
60
|
65
|
68
|
Нов. аморт. и пер. пруж.
|
75
|
77
|
51
|
63
|
Нов. амортизаторы и новые пружины
|
77
|
78
|
67
|
68
|
Торможение с ABS
Уроки теста амортизаторов
Во-первых, не стоит дожидаться, когда амортизаторы вообще выйдут из строя. Как показал тест, даже когда его эффективность снизилась до 60–65% (согласно данным стенда), тормозной путь на самых опасных неровностях, напоминающих стиральную доску, при торможении с 80 км/ч увеличился почти на 8 м (см. графики).
Во-вторых, амортизаторы и пружины следует менять вместе, иначе прослабленая просевшая старая пружина может некорректно работать с новым амортизатором, что также влияет на длину тормозного пути. Для этого мы провели промежуточный тест, в котором не заменили задние пружины из пакета «Плохие дороги». В такой паре – новый амортизатор и старая пружина – демпфирующие характеристики не только не улучшились, но и на несколько процентов ухудшились. Эффективность работы подвески повысилась только после установки новых пружин.
В-третьих, установкой амортизаторов должны заниматься те, кто прошел специальное обучение. Дело в том, что в случае неправильной установки ресурс амортизаторов может оказаться существенно меньше.
В-четвертых, выбирать следует амортизаторы тех брендов, на которые предоставляется гарантия и имеется «обученная» дилерская сеть по их установке, как в случае с KYB (Kayaba).
В-пятых, при замене амортизаторов не следует пренебрегать заменой других узлов и деталей подвески (сайлент-блоков), которые изношены и могут повлиять на работу амортизаторов, снизив их ресурс.
Фото Сергея Кузьмича и Евгения ДацыкаВо-первых, не стоит дожидаться, когда амортизаторы вообще выйдут из строя. Как показал тест, даже когда его эффективность снизилась до 60–65% (согласно данным стенда), тормозной путь на самых опасных неровностях, напоминающих стиральную доску, при торможении с 80 км/ч увеличился почти на 8 м (см. графики).
Во-вторых, амортизаторы и пружины следует менять вместе, иначе прослабленая просевшая старая пружина может некорректно работать с новым амортизатором, что также влияет на длину тормозного пути. Для этого мы провели промежуточный тест, в котором не заменили задние пружины из пакета «Плохие дороги». В такой паре – новый амортизатор и старая пружина – демпфирующие характеристики не только не улучшились, но и на несколько процентов ухудшились. Эффективность работы подвески повысилась только после установки новых пружин.
В-третьих, установкой амортизаторов должны заниматься те, кто прошел специальное обучение. Дело в том, что в случае неправильной установки ресурс амортизаторов может оказаться существенно меньше.
В-четвертых, выбирать следует амортизаторы тех брендов, на которые предоставляется гарантия и имеется «обученная» дилерская сеть по их установке, как в случае с KYB (Kayaba).
В-пятых, при замене амортизаторов не следует пренебрегать заменой других узлов и деталей подвески (сайлент-блоков), которые изношены и могут повлиять на работу амортизаторов, снизив их ресурс.
Комментариев нет:
Отправить комментарий